Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
23:59 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

0/0

Поделиться:

Нравится

17.02.2014

Эта неповторимая черногорская живопись

Черногория – страна с богатым культурным наследием. Здесь постоянно проходят фестивали, выставки, творческие вечера деятелей культуры и искусства. Выставки черногорских художников теперь проходят и в Москве. Какова же она, черногорская живопись?

Весьма интересная культурная традиция обнаруживает постоянное амбициозное стремление черногорского народа творить, вопреки вековым, почти трагическим условиям, упорно идти в ногу с ведущими духовными течениями времени. Об этих амбициях и успехах говорят сохранившиеся памятники художественной культуры: фрески, иконы, церковные здания, напечатанные книги. Цепочка ярких талантов немилосердно прерывалась суровейшей борьбой за свободу и жизнь, но всегда продолжалась вновь произведениями неуничтожаемой ценности. Художественное наследие, скромное по объему, но величественное по идеям и стремлениям, является основой творческой преемственности в искусстве Черногории.

Как отмечает известный черногорский искусствовед Ольга Перович, «у наших художников двадцатого века проявилась способность перешагнуть эпоху декаданса и заката и встретить рассвет. Они сумели сохранить оригинальность и свежесть как хребет своего творчества, притом таким образом, что долгие, полные лишений годы обучения в чужеземных художественных центрах не лишили их творческой индивидуальности» (книга «Црна Гора» издания 1981 года).

Черногорскую живопись XX века можно разделить на три различных, но одинаково трудных для народа периода. Старейшие из художников начали свою деятельность еще в Княжестве, позднее Королевстве Черногории в то время, когда она все ещё защищала свою независимость от турок, и продолжали ее позднее в новом государстве, в период между мировыми войнами. Некоторые из них создали свои самые значительные произведения в поздние годы, в Черногории, которая наконец осуществила свою вековую мечту о единстве свободных и равноправных народов Югославии. В трудные времена черногорские художники разделяли судьбу своего народа: воевали и погибали, были изгнаны, учились за границей, где и работали, так как на их бедной, отсталой родине не было настоящих условий для плодотворной творческой работы. Они внесли значительный вклад в развитие искусства в городах, где они жили, особенно Белградского живописного центра, где их было больше всего, а в новейшее время и центров других югославских республик и краев. В настоящее время большинство этих художников творит в своей республике, в Черногории, на родной почве, в постоянном соприкосновении с ее вдохновляющей природой и культурой.

В результате широких культурных контактов Черногории с развитыми странами Европы и общего влияния «иностранцев» в конце XIX века у черногорцев пробуждается интерес к современному искусству; некоторые из них, талантливые и смелые, несмотря на скудные материальные возможности, отправляются учиться в другие страны. Первым после обучения из Афин возвратился Анастас Боцарич (1864-1944), который создает портреты для черногорского двора. Вскоре возвращаются также: Шпиро Джуранович (1864-1910) из Киева, Марко Грегович (1867-1941) из Вены, Шпиро Боцарич (1878-1941) из Венеции, Михаил Врбица (1871-1937) из России. Большинство из них писали портреты, которые им лучше всего удавались, а композиции с национальной тематикой являются более значительными по своему прогрессивному освободительному замыслу, чем по художественному исполнению. Их отличает темная палитра и строгость выражения, качества, появившиеся под влиянием академического реализма. Художники чувствуют себя несколько свободнее от академических рамок при создании пейзажей. В начале XX века в Цетинье работает первый черногорский график — Илья Шобаич (1876-1953) и первый скульптор Марко Брежанин (1885—1956). Владимир Новосел (1883-1961) в 1910 году устраивает первую самостоятельную выставку в Черногории.

Наиболее значительный и самый известный черногорский художник первой четверти XX века Перо Почек (1878-1963) учился в Италии при финансовой поддержке итальянской королевы Елены, дочери черногорского короля Николы, и остался там жить. Он выделялся и получал признания на выставках южнославянских и балканских художников до 1914 года: в Лондоне, Амстердаме, Венеции, Неаполе, Риме, Белграде и Софии. Он создает портреты, натюрморты, пейзажи, фигуральные и религиозные композиции. Значителен его цикл работ по мотивам «Горного венца» Петра II Петровича-Негоша. И хотя Почек создал значительные произведения в стиле академического реализма, лучшими его работами все-таки являются импрессионистические, вернее, пленэристические пейзажи, полные света и яркого колорита. Несколько замечательных произведений в стиле импрессионизма создал за свою недолгую жизнь Джоко Попович (1887-1911; Россия, Белград и Неаполь). Импрессионизм является самым свежим течением в современной черногорской живописи во время ее возникновения.

В то время Черногория не могла создать своим первым живописцам, как затем и многим другим, хорошие условия для работы; многие отправлялись жить и работать в развитые культурные центры тогдашних южнославянских и других соседних государств. С первой мировой войной и с исчезновением черногорского государства был прерван и тот подъем в развитии. Художники - и уже известные, и те, которые только начали получать образование, поступают в воинские части, эмигрируют или находятся в австро-венгерском плену. После войны, в значительно измененных политических и материальных условиях, одни продолжают работать, а другие учиться. Большинство вышеупомянутых художников отличает анахронизм художественной манеры – они придерживаются того стиля, в котором творили до войны. Другие продолжают учиться в Белграде и, если появляется возможность, отправляются за границу, чаще всего в Париж, где пополняют свое образование в известных учебных заведениях или путем самостоятельного изучения музеев и галерей. Там их ожидают и первые значительные успехи. В Париже рано выделились живописец Мило Милунович (1897—1967) и скульптор Ристо Стийович (1894-1974), а несколько позднее художники Петр Лубарда (1905-1974), Йован Зонич (1907-1961) и другие. Они возвращаются в страну как признанные мастера, в Белграде получают награды и побеждают на конкурсах по украшению общественных зданий. Газеты и журналы в Цетинье, Подгорице (в социалистический период - Титоград) и Никшиче отмечают их успехи в стране и за границей и их визиты в родной край. Художников, как Антея, наполняет творческой силой родная земля, их освежают воспоминания детства, они вдохновляются цветовыми сочетаниями, роскошными контрастами гор, воды и неба. В странах, где черногорские художники жили и работали, их произведения всегда выделялись присутствием черногорского национального духа. Искреннее всех об этом сказал Петр Лубарда: «Если б меня кто-нибудь спросил, кто был моим учителем, я должен был бы ответить — это была только Черногория».

Виднейшие живописцы и скульпторы четвертого десятилетия ХХ века проявляют свободное и самостоятельное отношение к современным событиям живописи и формируют свой оригинальный стиль. Мило Милунович достигает классического равновесия художественных элементов. Цвета и формы на его полотнах совершенно гармоничны. Ристо Стийович работает над памятниками («Ловченская вилла» в Цетинье), ваяет женские тела в дереве, фигуры животных в дорогом камне, исключительные по ремесленному мастерству, грациозности и очарованию, создает скульптурные образы из «Горного венца», имеющие почти портретную ценность. Петр Лубарда пишет пейзажи и портреты, отличающиеся сдержанным колоритом и драматизмом; Михаил Вукотич — богатые пейзажи, утонченные и впечатляющие, вдумчивые портреты и автопортреты. Йован Зонич создает натюрморты и пейзажи, для которых характерен умело нюансированный колорит в серых тонах и четкие контуры (один из его натюрмортов забрали гитлеровцы из музея современного искусства в Париже); Милош Вушкович (1900-1975) - необыкновенные портреты и композиции. В период между двумя войнами творили или начинали творить (а некоторые занимались и педагогической работой в Черногории) следующие художники: Мирко Куячич (1901-1987), Милан Божович (1909-1988), Иво Новакович (1913-1941), Иосип-Бепо-Бенкович (1906—1943), Иван Лучев (1904-1958), Нико Джурович (1905-1989), Филип Вучкович (1908-1960), Вуко Радович (1910-1996) и другие.

За десятилетие перед второй мировой войной черногорские живописцы упорностью борцов без отступления, силой таланта, оригинальностью своих произведений преодолели все разрывы творческой связи, которые историческое развитие навязало черногорскому искусству. Они были среди выдающихся художников Югославии и виднейших создателей Белградского художественного центра; им были очень близки новейшие политические тенденции.

Вторая мировая война прервала естественный подъем современного черногорского искусства. Большинство художников вступает в борьбу с оружием в руках, некоторые из них находятся в концентрационных лагерях. Не дождались свободы Боцарич, Бенкович, Новакович и Вукотич. Пострадали и произведения искусства в развалинах мастерских по городам и сельским домам, где их из мести сжигали оккупанты. В те тяжелые военные годы были созданы лишь некоторые рисунки и небольшое число акварелей.

В послевоенные годы в социалистическую Югославию возвращаются Милунович, Лубарда, Вушкович, Ораовац, Куячич. Собираются все художественные силы, основывается первая художественная школа, первая картинная галерея, Союз художников. Лубарда пишет пейзажи сожженных сел, сцены восстановления и строительства, батальные сцены. Тогда создаются его картины, которые в 1951 году были выставлены в Белграде и своим драматическим экспрессионизмом и оригинальностью ознаменовали новое направление в искусстве Югославии.

Милунович обращается к теме флота; крайне ограниченным числом объектов на картинах и тонкой нюансировкой цветов он достигает необычного равновесия. Вушкович, Зонич и скульптор Стийович много работают, находясь в расцвете творческих сил. Новые поколения художников вначале развиваются под влиянием Лубарды и Милуновича, но со временем все отчетливее проявляют свой индивидуальный стиль. Александр Приич (1920-1986) и Гойко Беркулян (1923-1989) часто изображают мотивы Скадарского озера, выделяясь сильным колоризмом; грандиозная архитектура природы, столкновение камня и воды вдохновляют также Николу Вуйошевича (род. 1929). Жизнь на море и вблизи него рисуют: Войо Станич (род. 1924) – с юмором и жизнерадостным колоритом, а Джорджие Правилович (1925-2008) - мечтательно и в темно-тусклых тонах. Велиша Лекович (1910— 1971) создает исключительные пастели, а Бранко Филипович-Фило (1924-1997) выражает свое видение природы в стиле энформель. Необычный наблюдатель Цветко Лаинович (1931-2006) рисует композиции и портреты, как и Филип Янкович (род. 1935), а Никола Гвозденович (род. 1934) особенным способом изображает черногорского крестьянина. Художник с обостренной фантазией, апокалиптический фанатик человеческого безумия, ищущий в нежном колорите надежду на будущее, Миодраг Джурич-Дадо (род. 1933) с 1956 года живет и работает в Париже. Долго работает там же и замечательный график Урош Тошкович (род. 1932), а в 80-е годы XX века в Париже стали известны Милош Шобаич (род. 1946), создающий композиции урбанистического хаоса, и Дмитрий Попович (род. 1951) — виртуозный мастер рисунка.

Черногорские скульпторы создают памятники, а также умело и впечатляюще обрабатывают дерево и бронзу. Лука Томанович (1909-1992) создает в дереве скульптурные группы и фигуры в движении; Драго Джурович (1923-1986) - впечатляющую интимную пластику в бронзе и дереве; Стеван Лукетич (1925-2002) — скульптуры в железе с подчеркнутой ассоциативностью; Анте Гржетич (1920-1992) в рельефах стремится к ритмическому выражению.

Современный этап развития изобразительного искусства Черногории характеризует богатый творческий взлет. Издавна яркой индивидуальности черногорских художников способствует и тот факт, что они в Черногории не собраны в одном художественном центре, оставаясь у своих настоящих и прямых источников вдохновения, живут и работают в различной среде, а полученное образование и творческий опыт усиливают свежестью мировосприятия, которую черпают из своего окружения. Они живут в Герцег-Нови, Цетинье, Подгорице, Никшиче, Плевле, Андриевице и т.д. В их произведениях оживают новые очертания контрастного рельефа Черногории, жизнь ее городов и сел, сочетание гор и неба.

Контрасты светлой голубизны Адриатического моря, серого и беловатого камня, оазисов зелени и красных крыш под прозрачным приморским небом; архитектурная строгость каньона, таинственная высота черных вершин, буйная зелень и мир просторных пастбищ, уникальность морского побережья, живописность Боки и Скадарского озера... Нет ни одного черногорского художника, который бы не писал и пейзаж — это чаще всего иконографическая сокровищница, «внутренняя необходимость» творческой личности, создающей новую карту Черногории.

Созревая, художественное творчество сосредотачивает внимание и на человеке, на его отношении с природой, его внешнем облике, его исторической деятельности, специфичности его жизни в городе и деревне. Все это дало современным черногорским художникам множество импульсов для оригинального выражения творческих идей - от абстракции до особенной фигурации; но существеннейшей характеристикой черногорских художников и общим знаменателем их произведений и впредь остается подчеркнутая индивидуальность. Творческая преемственность черногорской живописи постоянно усиливается поколениями новых художников.

Комментарии>>