Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
23:22 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

5/1

Поделиться:

Нравится

09.08.2012

Будва - город двух религий

 

Будва – город двух религий. Так считается, хотя это не более чем красивая сказка. Считается потому, что доминантой Будвы является шпиль католического собора Святого Иоанна Крестителя (в просторечии – Святого Ивана), первого свидетельства присутствия христианства на черногорском побережье Адриатики. Однако все это было до раскола, произошедшего в X веке, а после того Будва была стойким апологетом византийского исповедования веры…

Собственно, «город двух религий» - не совсем правильно, поскольку подавляющее большинство жителей и гостей города исповедует православие. Однако из песни слов не выкинешь - символом города является шпиль католического собора, главной святыней и хранительницей – католическая же икона Пресвятой Девы Марии, сам город несколько сотен лет являлся столицей католического епископата, да и среди людей, постоянно проживающих в Будве или ее окрестностях, есть хоть и небольшой, но все же процент тех, кто исповедует католицизм (хотя это, как правило, поселившиеся в Черногории выходцы из западноевропейских стран). Добавим сюда то, что два старейших из сохранившихся храмов Будвы – православный и католический – имеют одну общую стену, причем в православном храме Святого Саввы Сербского долгое время служили католические мессы. Поэтому пусть будет: Будва – город двух религий. Православный город с католическим символом.

Святой Иван и Будванская Дева

Итак, католическая Будва входит в состав Которского епископата и начинается с кафедрального собора святого Иоанна Крестителя, или Святого Ивана (Katedrala Svetog Ivana).  Это самый большой и самый известный храм Будвы. Его высокая остроконечная колокольня с крестом доминирует над всем городом, в архитектуре присутствуют черты готического стиля. 

В VII веке здесь располагалась круглая ротонда, а после землетрясения 1667 года, второго из трех самых разрушительных в истории Будвы,  в конце XVII века на ее месте была построена церковь. Весь храмовый комплекс состоит из трех зданий: трехнефная (состоящая из трех помещений) церковь, колокольня, строительство которой было завершено в 1867 году, и епископский двор.  В церкви хранится ряд ценных икон. Здесь находится главная святыня и покровительница города - чудотворная икона Девы Марии с маленьким Иисусом (Budvanska Gospa, или, по-русски, Будванская Дева). В начале XIX века этот образ был перенесен сюда из католического храма Девы Марии. Авторство иконы приписывали Святому Апостолу и Евангелисту Луке, поэтому ее считали священной и католики, и православные. Позднейший анализ показал, что эта реликвия более позднего происхождения - датируется она XIII веком. Среди других ценных икон XV-XVII веков - венецианская икона эпохи Ренессанса с изображением Святых Апостолов Петра и Павла, несколько греческих икон разных периодов и изображение Святого Луки, сделанное местным художником Анастасом Бокарицем. При храме работает библиотека, а сам храм открыт для свободного посещения.

Рядом с собором Святого Ивана находится старейший из сохранившихся католических храмов Будвы – как бы встроенная в городскую стену Santa Maria in Punta (дословно с итальянского – «Святая Мария на мысу», или просто церковь Девы Марии), давшая название Цитадели. Сейчас службы в церкви не проходят. По одной из легенд об истории ее основания, в 840 году к берегу Будвы пристал корабль с бенедиктинскими монахами, приплывшими из Испании. Они установили икону Пресвятой Девы Марии рядом с крепостной стеной, зажгли свечи и попросили христиан, если они есть в городе, подойти и поклониться иконе. В Будве в то время уже были христиане, и вокруг этого образа монахами была построена церковь. Легенда гласит, что именно та икона и есть чудотворный образ Будванской Девы, хранящийся теперь в северной части собора Святого Ивана, хотя, как мы уже указали выше, эта будванская святыня более позднего происхождения.

Зато возраст церкви Девы Марии сомнению не подвергается – действительно середина IX века. На одном из камней на северной стене осталась надпись, говорящая о возведении этой церкви. Она сделана монахами в середине IX века, является местной достопримечательностью и считается самой древней надписью на восточном побережье Адриатики. В XIV веке церковь принадлежала францисканскому монашескому ордену и продолжала действовать вплоть до 1807 года, когда войска Наполеона использовали ее в качестве конюшни. Сейчас церковь не действует, однако, поскольку она обладает уникальной акустикой, здесь проводятся музыкальные вечера.

Православные храмы Будвы и окрестностей

Православная Будва принадлежит Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Две значимых православных святыни Будвы находятся в Старом городе. Уже упоминавшаяся выше католическая церковь Девы Марии делит одну из стен с расположенным правее зданием православной церкви Святого Саввы (crkva Sv. Save), основателя Сербской православной церкви. Это совсем небольшой храм, площадью пять на три метра, и в настоящий момент он не действует. Зато это старейший православный храм Будвы, хотя во время правления венецианцев здесь служились и православные литургии, и католические мессы. На стенах церкви можно увидеть фрагменты фресок середины XII века. По преданию, с того места, где сейчас стоит церковь, Святой Савва Сербский отправился в паломничество в Иерусалим.

Немного севернее находится действующая православная церковь Святой Троицы. Построена она в 1804 году. Среди внутреннего убранства церкви следует обратить внимание на высокий иконостас в барочном стиле и два портала, украшенные яркими фресками с позолотой. Напротив церкви находится могила писателя, общественного и политического деятеля, тесно связанного с освободительной борьбой населения Далмации (приморских территорий Черногории и Хорватии), Степана Митрова Любиши (1824—1878). Памятник Степану Любише можно увидеть и недалеко от Старого града, на Словенской обале. 

Черногорские церкви в массе своей имеют достаточно традиционную архитектуру: серый камень, полукруглая апсида с шатровой крышей, перед входом – одно-, двух- или трехколокольная звонница. Исключение – бело-розовая одноколокольная каменная церковь на кладбище под горой Спас недалеко от Старого города; она принадлежит обители Марко Медина и освящена в 1874 году в честь Святого Апостола Луки. Среди других православных храмов Будвы и окрестностей отметим церковь Святого Креста XIV века в селе Новоселье (фрески в храме – начала XVII века), храм Святого Апостола Фомы XIV века в Бечичах, храм Святого Илии в Петроваце и Святого Воскресения Господня на острове Святой Недели близ Петроваца (оба храма XV века), церкви Святого Стефана, Святого Александра Невского и Святого Преображения Господня в Свети Стефане (все три принадлежат монастырю Прасквица) и церковь Святителя Николая XIX века на одноименном острове. 

Монастыри Будванской ривьеры

Подластва, Подмайне или Подострог, Прасквица, Станевице, Дульево, Режевичи – все это названия будванских монастырей. В Черногории монастыри больше известны по названиям-прозвищам, связанным обычно с особенностями месторасположения. К примеру, Прасквица («персик» по-русски) так называется потому, что вода в ручье близ монастыря имеет необычный персиковый запах. И еще меньше черногорские монастыри похожи на среднерусские обители, обнесенные мощными крепостными стенами: одна, ну может быть, две небольших церкви, насельников можно пересчитать по пальцам – если, конечно, речь не идет о крупных монастырях, как Цетиньский, Острог или Морача. В любом случае, объединяет их то, что каждый монастырь имеет свою древнюю историю, и везде будут рады гостям, особенно братьям и сестрам из России.

Женский монастырь Подластва (Podlastva, Ластва Грбаљска, тел.: 069-034-720) находится в 3,5 км от Будвы в направлении Котора. Он основан сербским королем Душаном в 1350 году; комплекс обители составляют церковь Рождества Богородицы и монастырские кельи. Храм Рождества Богородицы построен на месте раннехристианской базилики V века и обновлен после землетрясения 1979 года. Святитель Петр Цетиньский, правивший Черногорией в первой половине XIX века, вел здесь переговоры с французами в ходе наполеоновских войн. На территории монастыря воздвигнут поклонный крест в память жертв гражданской войны в Югославии в 1992 году. В монастыре три насельницы – монахини Доротея (настоятельница), Еликонида и Серафима.

Женский монастырь Дульево (Duljevo, Свети Стефан; тел.: 033-468-600) расположен в районе Милочера, в нескольких километрах к востоку от Будвы. Это монастырь XV века, хотя существует версия, что основал его, как и Подластву, король Душан в XIV веке. В 1979 году монастырский комплекс также сильно пострадал и стоял в развалинах до 1995 года, когда его отреставрировали. Единственный храм монастыря во имя Святого Стефана разделен на две части: старую восточную и новую западную; стены расписаны фресками. Здесь шесть насельниц – монахини Ангелина (настоятельница), Агапия, Агриппина и Антонина, а также две послушницы.

Мужской монастырь Станевичи (Stanjeviči, Будва, тел.: 069-404-315) находится в десяти километрах от Будвы, в ловченских горах над селом Побори, на высоте 600 м над уровнем моря. Монастырь с храмом во имя Святой Троицы построил в 1724 году черногорский правитель Данило I – первоначально как свою запасную митрополичью резиденцию на случай захвата турками Цетиньского монастыря, а затем как свою летнюю резиденцию. Интересно, что строился монастырь на деньги, выделенные Императором Петром Великим, к которому митрополит Данило ездил в Россию за помощью. В черногорской истории монастырь знаменит тем, что здесь в 1798 году Петр I Петрович Негош впервые утвердил и огласил свод законов страны – «Черногорский законник». А потом, в XIX веке, после того, как приморские территории отошли к Австрии, для обители наступили тяжелые времена: австрийцы стали использовать монастырь как крепость для защиты от черногорцев. В 1869 году черногорцы отбили монастырь, но при отходе он был взорван и стоял в руинах до 1979 года, когда во время землетрясения пострадали и руины. В 1994 году к монастырю проложили новую дорогу и начали восстановление обители. Сегодня в монастыре пять насельников – настоятель иеромонах Ефрем, иеродиакон Никон и монахи Игнатий, Данило и Йован.

Монастырь Режевичи (Reževiči, Свети Стефан; тел.: 033-461-226) находится между Свети-Стефаном и Петровацем. В монастырский комплекс входят две церкви, развалины третьей церкви и монашеские кельи. Меньший храм построен Стефаном Первовенчанным в XII веке и посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Вторую церковь в стенах монастырского комплекса, посвященную Святому Стефану, построил в XIV веке сербский король Душан, и на ее месте в 1770 году  была возведена более крупная по размерам церковь, освященная во имя Святой Троицы. Иконостас в этой церкви расписал художник Марко Грегович из Петроваца. Церковь имеет колокольню, которая пристроена в 1839 году. В обители можно купить высококачественное оливковое масло, изготовленное монахами монастыря, и душистый мед. Нынешний настоятель монастыря – иеромонах Ефрем, при монастыре подвизается монахиня Евфимия. 

Мужской монастырь Прасквица (Praskvica, Свети Стефан; тел.: 033-468-075) также находится недалеко от Свети-Стефана – в оливковой роще над пляжем Милочер в Паштровичах. От побережья к горе, на которой расположен монастырь, ведет каменная лестница, по преданию построенная русским монахом в качестве послушания.
 
Монастырь Прасквица в своем составе имеет две церкви, старые и новые кельи и башенку, которая в свое время являлась школой. Церкви посвящены Святой Троице и Святителю Николаю. Считается, что это один из древнейших черногорских монастырей XI века и основан в 1050 году, хотя совершенно точно известно, что Никольский храм, более ранний, построил Балша III Стратимирович в 1413 году. По другим данным, монастырь основал в 1307 году сербский король Милутин Неманьич. Французы в 1812 году разорили первоначальную церковь Балши,  а также  и само здание монастыря. Около 1844 года начато строительство теперешней церкви Святителя Николая. Великолепную ограду иконостаса, которая украшает интерьер новой церкви Св. Николая, расписал известный греческий художник-иконописец с острова Корфу Никола Аспиоти в 1863 году. 

Старые монастырские кельи располагаются севернее от Никольской церкви. Здесь находится ценная библиотека, чей фонд составляет 5000 книг. Также в кельях находится музей монастыря с сокровищницей, которая содержит богатую и необычайно ценную коллекцию художественных изделий, иконы, коллекцию старинного оружия, церковных предметов, книг и документов эпохи Паштровичей, из которых особо выделяются «Типикон» 1713 года и «Минеи»  1717-го, рукописное Евангелие  XVI века,  а также  печатные экземпляры Евангелия и церковных книг XVIII века. Из важных документов здесь хранятся несколько писем владык Саввы и Василия Петровича, одно  письмо владыки Данило и три грамоты Русского царского двора: две грамоты российской Императрицы Екатерины Великой 1783 и 1798 годов и грамота российского Императора Павла I 1798 года. 

В музее обязательно следует обратить внимание на старую монастырскую печать с надписью «Si pečat manastira Praskvice» (то есть – «это печать монастыря Прасквица»), а также на золотой крест и рукописное Евангелие, которое русский царь Павел I подарил монастырю в 1798 году. Особой ценностью сокровищницы считаются золотой крест, который, как предполагается, принадлежал сербскому королю Душану, а также икона Богородицы с Христом итало-критской школы XVII века. Настоятель монастыря – игумен Димитрий, второй по иерархии служитель – архимандрит Марко. 

Монастырь Подмаине (Подострог) – небесный хранитель Будвы

Монастырь Подмаине (Podmaine, Будва; тел.: 033-459-084), другое название Подострог, находится в северной части Будвы – на вершине горы, куда ведет из центра города Майнский путь. Название Подострог обитель получила по имени горы Острог, возвышающейся над городом. второе название – Подмаине - монастырь получил от близлежащей местности Маина. Точное время основания монастыря неизвестно. В Будве христиане появились в первые века по Р.Х., но монастырь, скорее всего, возник уже во времена сербской династии Неманьичей. Есть мнение, что именно отсюда Святитель Савва Сербский отправился в свое паломничество на Святую Землю. Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. Сохранились сведения, что в 1630 году при черногорском митрополите Рувиме обитель была обновлена. 

История Подострога тесно связана с митрополитами из династии Петровичей-Негошей. Основатель этой правившей в Черногории династии и большой друг России владыка Данило I часто жил здесь, особенно после того, как в 1712 - 1714 годах турки опустошили всю Черногорию в отместку за участие черногорцев в русско-турецкой войне. В той войне 17 июля 1712 году черногорцы одержали победу при Царевом Лазе, в которой было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Данило. 

После Пожаревацкого мира 1718 года территория, на которой находится монастырь, отошла к Венеции, но осталась в церковной юрисдикции черногорских митрополитов. В Подостроге владыка Данило I и умер 4 января 1735 года. При митрополите Данило I был построен каменный мост через реку Грджевица, соединивший монастырь с мельницей и монастырским домом на правом берегу реки. 

В 1797 году пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье – Бока-Которская бухта и Будва - отошли к Австрии. Австрийцы хотели захватить монастырь Подмайне, чтобы превратить его в свою крепость. Но народное вече, созванное Святителем Петром Цетиньским (он же – черногорский правитель Петр I Петрович-Негош), не позволило им этого сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Подмайне и Станевичи и получили такой ответ: «Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь». 

Преемник и племянник святителя Петра – знаменитый черногорский поэт и митрополит Петр II - очень любил жить здесь, в келье с окном на море. Он построил большую террасу, с которой открывается прекрасный вид на Будванский залив и остров Святителя Николая. Здесь он написал свою поэму о борьбе черногорцев за свободу «Слободиада», которую посвятил русскому престолонаследнику Александру Николаевичу, будущему царю Александру II, и часть своей самой знаменитой поэмы «Горный венец». 

В 1837 году из-за материальных обстоятельств и под давлением Австрии Негош все же был вынужден уступить Подострог австрийцам, которые превратили его в крепость, а малую церковь – в тюрьму. Позже монастырь был выкуплен за 5570 форинтов священником из Маины Филиппом Тановичем и находился в частной собственности его семьи до 1953 года. Отец Филипп старался поддерживать монастырские здания в порядке, для чего часто ездил в Вену и в Россию за помощью. Богатую библиотеку старых печатных книг из России отец Филипп продал Вуку Караджичу – создателю сербской азбуки, который увез их в Вену. В 1864 году монастырь пострадал от случайного пожара, при котором сгорели многие монастырские ценности. При подавлении Бокельского восстания в 1869 году австрийцы сожгли монастырь, после чего он уже не восстанавливался. 

В 1953 году монастырь был конфискован государством и до 1994 года находился в ведении Института по защите памятников культуры Черногории. В нем некоторое время жил иеромонах отец Горазд (Деклева) из Словении. Во время страшного землетрясения 1979 года монастырь был разрушен. В 1995 году государство вернуло обитель Церкви. Огромную роль в возрождении монастыря сыграл его настоятель иеромонах Савва (Коматович), умерший в 1998 году и похороненный в большом храме. Восстановительные работы продолжались до праздника Успения Божией Матери (28 августа) 2000 года, когда была вновь торжественно освящена большая Успенская церковь. Этот храм был расписан художником Владимиром Киришавичем в конце 1990-х – начале 2000-х гг. 

В монастыре сейчас два храма, причем оба посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение в Сербской Православной Церкви. В этот день в 1219 году Сербская Церковь стала автокефальной, а ее первым архиепископом стал Святитель Савва I (Растко Неманьич). Поэтому неудивительно, что многие сербские храмы посвящены этому празднику. 

Малая Успенская церковь имеет очень небольшие размеры, находится под монастырскими кельями и напоминает катакомбные церкви первых христиан. Ее длина всего 4 метра, а ширина – 2,5 м. Она появилась в XV веке при зетских князьях Црноевичах. Над входом в нее надпись, свидетельствующая о том, что церковь обновлена трудами иеромонаха Виссариона из Цетинья в 1630 году. Вероятно, тогда же стены церкви были украшены фресками, которые сильно пострадали при австрийцах, превративших этот храм в тюрьму. В этой церкви был похоронен митрополит Данило. Над малой церковью находится терраса с прекрасным видом на море. В середине нее стоит цистерна с водой - «бистиерна», украшенная великолепной каменной резьбой. 

Большая Успенская церковь построена в 1747 году. при черногорских митрополитах Савве и Василии, племянниках и преемниках владыки Данило, останки которого они перенесли из малой церкви в большую. Отсюда в 1856 году прах владыки Данило I был перенесен в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Orlov Krs (Орлиная скала). 

Сейчас братия монастыря состоит из трех насельников. Настоятель – иеромонах Рафаило. Ежедневно в монастыре совершается утреня в 5.00 и вечерня в 16.00, литургия по воскресным и праздничным дням в 8.30. Здесь говорят по-русски и всегда будут рады гостям из России!

 

Комментарии>>