Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
04:00 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

5/1

Поделиться:

Нравится

10.12.2012

Цетиньские святыни: Уникальное путешествие в пространстве и времени

Многие христиане, конечно же, знают, что главной святыней Черногории (и резиденцией митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия) является Цетиньский монастырь, в котором хранятся редкие документы эпохи Средневековья, а также уникальные христианские святыни – десница (кисть правой руки) Иоанна Крестителя, частица Животворящего Креста Господня (того самого, на котором был распят Христос) и мощи святителя Петра Цетиньского – в миру Петра I Петровича-Негоша, чьим именем назван один из центральных бульваров черногорской столицы Подгорицы. И если мощи святителя Петра никогда не покидали Черногории, то остальные цетиньские святыни проделали до монастыря Рождества Пресвятой Богородицы долгий путь в несколько тысячелетий и многие тысячи километров.

После усекновения Иродом главы Иоанна Крестителя тело его было погребено учениками близ могилы пророка Елисея в знаменитом самарийском городе Севастии на западном берегу реки Иордан. Когда Святой Апостол и Евангелист Лука проходил с проповедью через Севастию, ему пришла в голову мысль взять с собой тело Иоанна, которое оставалось целым и нетленным, однако жители Севастии ни за что не хотели расставаться с мощами Крестителя. Единственное, на что они согласились, - позволить отделить от тела кисть правой руки, которая крестила Господа. Ее апостол Лука принес к себе на родину в Антиохию (сегодня на ее месте находится небольшой турецкий город Антакья).

Через несколько веков, в годы правления императора Юлиана Отступника, ознаменовавшиеся особо страшными гонениями на христиан, жители Антиохии приняли решение спрятать десницу Иоанна Крестителя в городской башне, называвшейся Гония. Святыню гонители не нашли, но в порыве злобы сожгли в Севастии тело Предтечи. Об этом свидетельствуют церковные историки Никифор Каллист и Георгий Кедрин. Правда, Симеон Метафраст придерживается другой версии, согласно которой христиане успели спасти мощи Крестителя, тайно отправив их в Александрию, а на их место положили кости другого человека, которые и были сожжены.

После гибели на войне Юлиана Отступника десница Иоанна Крестителя была возвращена в главный храм Антиохи, ей открыто поклонялись, и от нее произошло много чудес.

На исходе первого тысячелетия Антиохия оказалась во власти арабов, но в 959 году диакону по имени Иов удалось тайно, под покровом ночи, вывезти святыню в город Халкидон (сегодня это Кадыкёй, район современного Стамбула). В Константинополе десницу Иоанна Крестителя встретили с почестями и торжественно перенесли в церковь при дворце правившего тогда императора Константина Порфирородного. История зафиксировала точный день, когда это произошло, - навечерие Богоявления, или Крещения: следовательно, 5 января 959 года. 

Прошло пять столетий, и Константинополь пал под натиском турок. Султан Магомет II приказал поместить руку Иоанна Крестителя вместе с другими христианскими святынями в свою сокровищницу и неусыпно охранять. Однако преемник Магомета султан Баязет II уступил требованиям мощного в те времена ордена иоаннитов, прославившегося своими победоносными крестовыми походами. Иными словами, Баязет предпочел не ссориться с грозным орденом и вручил десницу Предтечи тогдашнему магистру ордена Пьеру д`Обюссону в качестве подарка. Еще раньше в руках ордена оказались две другие великие христианские святыни – частица Животворящего Креста Господня и Филермский образ Божией Матери, написанный самим Евангелистом Лукой. С тех пор судьба этих трех святынь стала общей.

По прошествии еще трех столетий орден уже был известен как Мальтийский – по месту обитания рыцарей монахов. Однако остров Мальта находился слишком близко от мятежной наполеоновской Франции, орден был уже не так силен и грозен, и в 1798 году произошла оккупация Мальты Наполеоном Бонапартом. Для спасения ордена и его наследия требовался мощный союзник, и взоры иоаннитов обратились к православной России: они предложили Императору Павлу I стать магистром их ордена. Павел принял это предложение, и в благодарность рыцари ордена приняли решение подарить великие христианские святыни России. Передача святынь произошла 12 октября 1799 года в предместье Гатчины Ингебурге. Отсюда процессия, возглавляемая Императорской фамилией, направилась в Гатчинский дворец.

Почти на протяжении двух столетий десница Иоанна Крестителя, частица Животворящего Креста Господня и Филермский образ Божией матери хранились в придворной церкви Зимнего дворца. Ежегодно 11 октября они доставлялись в Гатчину – сначала в дворцовую церковь, а затем крестным ходом они переносились в Гатчинский собор Святого Апостола Павла на поклонение верующим. Там они оставались до 22 октября, праздника Казанской иконы Божией Матери, после чего возвращались обратно в Санкт-Петербург.

В ноябре 1919 года при отходе из Петрограда войск генерала Юденича святыни по приказу командования были вывезены в Таллин, откуда Императрица Мария Феодоровна (урожденная принцесса Датская Дагмара, мать Императора Николая II и супруга Императора Александра III) вывезла их на свою родину – в Данию. После ее кончины в 1928 году ее дочери – Великие княгини Ксения и Ольга – передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который эмигрировал из большевистской России в Сербию. Митрополит Антоний, в свою очередь, передал их сербскому королю Александру, а когда началась Вторая мировая война, другой сербский король – Петр II Карагеоргиевич – перенес святыни в Острожский монастырь в Черногории. История сохранила слова короля Петра: «Эти три святыни никогда не покинут Югославию!».

В 1951 году в монастырь нагрянули местные чекисты. Священные реликвии были конфискованы и вывезены в Титоград, как тогда называлась Подгорица. Через некоторое время (в 1978 году) коммунисты отдали святыни в Государственный музей города Цетинье, откуда десница Иоанна Предтечи и частица Животворящего Креста Господня поступили в музей монастыря Святителя Петра Цетиньского. А Филермский образ Божией Матери остался в музее в Цетинье (Vladin Dom), где он находится и поныне.

В 1993 году в праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна (7 июля) десница Крестителя и частица Креста Господня были торжественно перенесены в храм монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье, где им можно поклониться и сегодня. При входе в монастырь (если подняться по ступенькам) вход в храм будет справа, а иконная лавка – слева. Ковчежцы с десницей Крестителя и частицей Креста находятся на большом ковчеге с мощами Святителя Петра Цетиньского справа от Царских врат. Обычно они покрыты сверху ризами, которые снимают для поклонения верующих, когда набирается достаточное количество человек. Впрочем, в иконной лавке говорят по-русски, и там всегда можно попросить монастырскую братию открыть мощи, чтобы к ним приложиться. А также приобрести освященные на мощах образа и масло.

Освященные на мощах образа с их изображением сохранились и в соборе Апостола Павла в Гатчине, куда долгое время святыни доставлялись для поклонения верующим. Гатчинский Павловский собор находится по адресу: ул. Соборная, 26. Ежегодно 25 октября здесь торжественно празднуется День принесения мальтийских святынь в Гатчину. Так Павловский собор стал неотъемлемой частью их истории, неразрывно связав себя и с древней столицей братской Черногории – городом Цетинье.

Комментарии>>