Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
03:22 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

0/0

Поделиться:

Нравится

16.05.2012

Монастырь Острог: в гости к Святому Василию


Монастырь Острог – одна из главных святынь и достопримечательностей Черногории, расположенная примерно на полпути  между Даниловградом и Никшичем, в 40 км к северо-западу от Подгорицы. Он находится несколько в стороне от дороги,  в горах, и когда вы оказываетесь перед обителью (точнее перед скалой, в которой она вырублена), просто невозможно поверить в то, что это творение рук человеческих.

Этот действующий православный мужской монастырь – крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества – был основан в XVII веке архиепископом Герцеговинским Василием Иоанновичем. После смерти в 1671 году епископ Василий был канонизирован и получил имя Василия Острожского. Помолиться у мощей святого приезжают не только православные, но и католики с мусульманами – Василий Острожский помогает всем, кто к нему приходит, независимо от конфессии. Черногорцы утверждают, что Острог – третье в мире по посещаемости место паломничества христиан после Гроба Господня и Синайской горы в Израиле. В любом случае по степени почитания Василий Острожский в Черногории – как Серафим Саровский на Руси. Примечательно, что и отошли в мир иной эти два святых угодника одинаково – стоя на коленях перед образом Божией Матери.

Монастырь Острог состоит из двух частей: Нижний монастырь отделен от Горнего (Верхнего) извилистой дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более крутой, но короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20-25 минут.

Обычно паломники сначала посещают нижнюю часть монастыря. Нижний  монастырь был основан в середине XIX века, в его комплекс входит церковь Святой Троицы и монашеские кельи. В Нижнем же монастыре расположена двухэтажная гостиница для паломников.

Верхняя часть – Горний монастырь - встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря: она двухуровневая, и там находятся самые важные святыни монастыря. Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год)  и  Введения во храм Девы Марии (XVIII век). Крестовоздвиженскую церковь украшают фрески XVII века, выполненные мастером Радулом. Мастер блестяще справился с непростой задачей, расписав неровный свод скалы, составляющей стены пещеры. В храме выставлены цепи, оставленные бывшим бесноватым, который излечился, проведя ночь у мощей святого мученика Станко - пятнадцатилетнего мальчика-пастуха: турки отсекли ему руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать. Мощи святого Станко также находятся в Крестовоздвиженской церкви. Здесь же хранится крест, в котором заключена частичка Животворящего Креста Господня – того самого, на котором был распят Христос. Еще одна, современная реликвия, – фрагменты неразорвавшейся немецкой бомбы, которая раскололась на две части, ударившись о дверь церкви.

Введенская  церковь - это очень маленький храм размером буквально три на три метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской церкви.  Именно в Введенской церкви Святой Василий провел 15 лет в молитвах. На скале - изображение-икона  Василия Острожского. В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия, а также молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники, датируемые 1779 годом.

Монастырь Острог - поистине святое место. Настолько святое, что здесь исцеляются безнадежно больные (так, документально зафиксированы случаи об исцелении слепых), не говоря уже о самых обычных болезнях самых простых людей. Вот и идут они сюда за божьей помощью. Крохотные, похожие на пещеры ризницы набиваются людьми во время службы: безлюдными эти места не бывают. Просьбы святителю паломники пишут на бумажках и вкладывают их в трещины в скалах. Перед мощами святителя Василия верующие произносят присяги, обеты, клятвы. Существует добрая православная традиция поститься всю неделю Святого Василия – от праздника великомученика Георгия (6 мая) до праздника святителя Василия, чтобы 12 мая прийти в монастырь, исповедоваться и причаститься там Святых Таин.

У выхода из церкви бьет фонтан с целебной водой, а напротив можно увидеть священную виноградную лозу, которая выросла на том месте, где почил святой Василий, - и это вопреки местному климату и отсутствию здесь пригодной почвы.  Здесь каждый посетитель может взять себе святой воды, которая разливается по бутылкам и бесплатно раздается паломникам.


Как добраться: на машине - около 40 км к северо-западу от Подгорицы на Никшич, поворот в Церово (Cerovo), на развилке налево, 8 км до подножия скалы Острошска Греда. Дорога – тяжелейшая, серпантин – сумасшедший. Рейсовым автобусом - из Никшича (на Подгорицу), Даниловграда (на Никшич) или Подгорицы (на Никшич). Выходить нужно в районе Bogetici, далее пешком. Можно попросить водителя остановить там, где монастырь Острог (Manastir Ostrog). С Адриатического побережья (в частности, из Будвы) или с полуострова Враньина (Скадарское озеро) организованы регулярные экскурсии.


Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых сербских святых. По сей день не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия. Многочисленные свидетельства очевидцев - наших современников, видеозаписи укрепляют почитание этого святого в народе. Не иссякает поток паломников и туристов со всех стран, стремящихся посетить место подвижничества и упокоения Острожского чудотворца. В дни Святой Троицы (престольный праздник монастыря Нижний Острог) и Святого Василия (12 мая) здесь собираются до 15 тысяч человек.

Он родился в селе Мрконич в Поповом Поле 28 декабря 1610 г. у благочестивых родителей Петра и Анастасии Йованович и при крещении получил имя Стоян. С детства он был научен посту, молитве и страху Божьему.
Когда Стоян подрос, родители отвели его в ближайший монастырь Завала, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, где игуменом был дядя Стояна - Серафим. В монастыре было много ученых монахов и большая библиотека. Здесь Стоян учился мудрости Священного Писания и Святых Отцов, а также полезным светским наукам.

Пробыв некоторое время в Завале, он перешел в монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, в котором находилась резиденция Требиньской епархии. Здесь он принял постриг с именем Василий. Вскоре Преподобный был удостоен диаконского, а затем и священнического сана.

Из монастыря Тврдош Св. Василий направился в Цетинье, где тогдашний черногорский митрополит Мардарий по прозвищу Корнетский владыка задержал его у себя в Цетиньском монастыре. В это время в Черногории, при попустительстве Мардария, иезуиты активно вели униатскую пропаганду. Св. Василий убеждал митрополита выступить против латинской ереси, но Мардарий его не слушал.

Вскоре Мардарий согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду новорожденный ребенок проговорил: «Корнетского владыки». Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган, который называют «могилой Корнетского владыки».

После этого Василий вернулся в Тврдош. Став архимандритом этого монастыря, он как духовник и пастырь обходил герцеговинские села, совершая богослужения и наставляя паству в Евангельской мудрости. Предпринял тврдошский архимандрит и дальнюю поездку на Русь, откуда привез много богатых церковных даров, священнических облачений, церковные книги и деньги для своей паствы. Помощь от единоверных русских братьев помогла восстановить многие храмы, бывшие в запустении, и открыть народные школы при монастыре и приходских церквях. Эти труды Св. Василия вызвали ненависть к нему герцеговинских мусульман и агентов латинской унии, которые искали возможность его убить.

Вскоре Св. Василий направился на Афон через монастыри Жупу Никшичскую, Морачу и Джурджеви ступови (Георгиевские столбы). По дороге он заехал в Печ к патриарху Паисию I Яньевацу и подробно рассказал ему о тяжелом положении православных сербов в Герцеговине, о турецких насилиях и латинской пропаганде. Патриарх отпустил его на Святую Гору, обязав вернуться в Печ.

На Афоне Cв. Василий обошел многие монастыри и скиты, где учился у афонских подвижников. По возвращению его в Печ, патриарх Паисий созвал сербских архиереев, которые в праздник Преображения в 1638 г. рукоположили 28-летнего Василия в епископы, поставив его митрополитом Требиньским с резиденцией в Тврдоше. Вернувшись в родные края, Святитель начал свои архипастырские труды без оглядки на опасности, которые вновь стали ему грозить. Сила его молитв была так велика, что он уже тогда стал совершать чудеса исцеления. Трудами Святого стали обновляться многие монастыри Требиньской епархии.

В это время турки убили Восточно-Герцеговинского митрополита Паисия Требешанина, чья резиденция находилась на окраине Никшича. Тогдашний печский патриарх Св. Гавриил (Раич), впоследствии пострадавший как священномученик, воссоединил восточную и западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию под началом Св. Василия.

Турецкие притеснения вынудили Святителя покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог у игумена Исайи. В Остроге Св. Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженский храм. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.

Поблизости от Острога жил князь Раич со своими шестью сыновьями, который чинил монахам всяческие притеснения. Будучи в 1667 г. у печского патриарха Максима, Святитель поведал ему о насилиях князя, и патриарх написал Раичу письмо, в котором пригрозил проклятием всякому, кто дерзнет вредить монастырю и его насельникам. И сам Василий предсказывал князю, что если он не прекратит творить неправду, то лишится своих сыновей. Это пророчество вскоре исполнилось. Опечаленный князь Раич принес искреннее покаяние в своих грехах и Господь, по предсказанию Св. Василия, вновь утешил его мужским потомством.

Неустанно подвизаясь в посте и молитве, Святитель достиг конца своей земной жизни и 29 апреля (12 мая) 1671 г. мирно предал свою душу в руки Господа в своей келии. Из скалы, у которой находилась его келия, выросла виноградная лоза. Тело Святого монахи погребли в Введенской церкви.

 


Комментарии>>