Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
09:02 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

0/0

Поделиться:

Нравится

30.07.2012

Монастыри Скадарского озера

Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось Зетской Святой Горой, или Зетским Афоном.

Первая обитель – Враньина – возникла здесь в 1233 году. В XIV-XV столетиях зетские господари Балшичи и Црноевичи на островах, холмах («горицах»), в городках, селах и укреплениях по скадарским берегам воздвигали многочисленные церкви-усыпальницы. Скадарские монастыри были центрами по переписыванию книг. Впервые эта деятельность появилась в монастыре Старчева Горица.

Ныне в бассейне Скадарского озера находится более десятка обителей. В центральной части озера, у южного берега, на островах расположены монастыри Старчева Горица (Старчево), Брезавица (Бешка) и Морачник. Неподалеку от них, южнее Скадарского озера, почти на границе с Албанией, находятся развалины монастыря Пречистая Краинская.

В северо-западной части озера находятся монастыри Враньина и Ком. Невдалеке в Скадарское впадает Риека Црноевича, на которой в одноименном городке находится монастырь Обод. В этой же части озера, в районе так называемого Малого Блата, в местечке Каруч, можно увидеть развалины зимнего дома Святителя Петра Цетиньского, приписанного к Цетиньскому монастырю.

К району Скадарского озера прилегает район Црмничская нахия, где находятся монастыри Брчеле (Верхний и Нижний) и развалины монастыря Орахово.

Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью Подгорица - Бар, там, где река Морача впадает в Скадарское озеро.

Обитель, посвященную Святителю Николаю Чудотворцу, основал в 1233 году первый зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Святителем Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.)

Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманьичей: Святитель Савва I, святой король Владислав, святой король Милутин и его мать святая Елена. Во времена сербского царя Душана Сильного (правил с 1331 по 1355 гг.) Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В XV веке монастырь одаривали землей зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404 году), Балша III Балшич (1414) и Иван Црноевич (1468). В 1453-1484 гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита - до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин.

Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714 годах. В 1843 году вновь захваченный турками монастырь был превращен в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862 году, во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола XIV-XV веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Святителя Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (датируются 1863-1882 гг.) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником.

В 1886 году на месте разрушенной церкви черногорский князь Никола I Петрович-Негош возвел новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный келейный корпус с мансардой. По легенде, здесь князь Никола хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889 гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889 года был переведен в монастырь Острог.

После Второй мировой войны Враньина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998 году, когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич).

Монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николе I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886 г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви - неоклассический иконостас русской работы. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви. Другие хозяйственные постройки пока лежат в руинах.

Монастырь Старчева Горица (Старчево) находится на острове Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от городка Вирпазар. Монастырь построен в юго-восточной части острова, у горной гряды, которая защищает остров от северных ветров.

Основал монастырь выдающийся подвижник старец Макарий с помощью зетского господаря Георгия I Балшича. Основатель обители вел строгую подвижническую жизнь, и после его смерти монастырь долго называли именем святого старца Макария. В 1376-1378 гг. здесь была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это была первая церковь в ряду специфических балшичских храмов с тремя конхами (конха – полукупольное перекрытие, в православных храмах конхами перекрываются апсиды – полукруглые выступы алтарных частей). Предположительно, ее строили приморские мастера. Тогда же церковь была расписана, но до наших дней дошли только следы штукатурки под живопись.

Монастырь сразу становится центром по переписыванию книг, редкие образцы которых хранятся в библиотеках Берлина, Венеции и других европейских городов. Уже после строительства храма, к западному фасаду был пристроен притвор с двумя боковыми часовнями-приделами. В южной часовне был похоронен воевода Божидар Вукович (1460-1539) из Подгорицы, известный венецианский печатник. Одним из его помощников был старчевский монах Пахомий.

Монастырь просуществовал недолго и был разорен турками. По турецким законам весь остров с монастырем был «вакуфом», - недвижимым имуществом мусульманского духовенства, и принадлежал мечети в селении Муричи. Его арендовали окрестные пастухи-мусульмане, которые на острове пасли скот, а закрывали и доили его в церкви. Эта ситуация не изменилась и с возвращением этих земель под власть черногорского князя после войны 1877-1878 гг.

В середине 1960-х гг. были проведены первые консервационные работы, в 1981 г. был найден гроб Божидара Вуковича.

Лишь в середине 1990-х гг. с приходом сюда нынешнего настоятеля монаха Григория (Миленковича) церковь была восстановлена, а на развалинах старого келейного корпуса был построен новый.

Монастырь Брезавица (Бешка) находится на острове Бешка (называемом еще Горица или Брезавица), у южного берега Скадарского озера, в 15 км от городка Вирпазар. На открытом плато стоят две монастырские церкви: Св. Георгия и Пресвятой Богородицы.

Церковь Св. Георгия построена в последние два десятилетия XIV века зетским господарем (время правления 1385-1403) Георгием II Страцимировичем Балшичем. Он был женат на дочери святого князя Лазаря Елене. В 1438-1440 гг. Елена отремонтировала эту церковь и построила новую – Благовещения Пресвятой Богородицы, в качестве своей усыпальницы. Монастырь Бешка, как и монастырь Старчева Горица, играл значительную роль в духовной жизни Зеты. Здесь также переписывались книги. Наиболее известны из них Шестоднев старца Никона Иерусалимлянина 1439-1440 гг. (монастырь Савина) и Горичский сборник 1441-1442 гг. (Библиотека Сербской Академии науки и искусства), который явился плодом переписки Елены Балшич и ее духовного отца Никона Иерусалимлянина.

Церковь Св. Георгия относится к типу триконховых храмов, характерных для скадарских церквей этого времени. Над храмом возвышается купол, а над притвором – высокая колокольня на три звона (то есть на три колокола). У южной стены церкви находится могила, предположительно основателя монастыря Балши II. В храме частично сохранился подлинный каменный пол. Богородичная церковь меньших размеров, с небольшой звонницей. Весь западный фасад прекрасно декорирован каменной резьбой. Над входом – надпись, повествующая о строительстве храма. В церкви у южной стены находится могила Елены Балшич. К церкви были пристроены два придела. Южный, открытый, служил как усыпальница. От него остались только развалины. Обе церкви были расписаны, но следов живописи не осталось.

Во времена турецкого нашествия монастырь опустел, и от него остались только разграбленные две церкви. Благовещенскую церковь в начале XX века восстановил черногорский король Никола I (за здравие своей супруги Милены) и посвятил ее Положению риз Пресвятой Богородицы, так как Горичский сборник, из которого стало известно о первоначальном посвящении церкви, был еще не известен.

Однако в череде драматических событиях XX века монастырь вновь пришел в запустение и до сих пор еще не восстановлен.

Монастырь Морачник находится на одноименном острове, в восточной его части, у южного берега Скадарского озера, в 19 км от Вирпазара и в 13 км от границы с Албанией. Обитель построена в период между 1404 и 1417 гг. зетским господарем (годы правления 1402-1421) Балшей III Балшичем.

Небольшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (ныне освященная в честь иконы Божией Матери «Троеручица» с приделом Св. Иоанна Дамаскина) принадлежит к типу храмов с тремя конхами, характерному для скадарских церквей времен Балшичей. Она тоже была расписана, но следов живописи не сохранилось. Вскоре после строительства к ней был пристроен притвор (ныне в разрушенном состоянии). Восточнее церкви находился келейный корпус, а южнее – трапезная. Между ними была четырехэтажная башня, остатки которой возвышаются над церковью и сейчас. На верхнем этаже была часовня (также как и в башне монастыря Пречистая Краинская).

Морачник просуществовал недолго и при турецкой власти скоро опустел и дошел до наших дней в полуразрушенном состоянии.

В 1963 году была проведена частичная реставрация, в ходе которой над церковью был восстановлен купол. В 1985 году были проведены археологические работы. На самой высокой точке в центре острова были найдены остатки еще одной церкви Преображения Господня, построенной приблизительно в то же время, что и Успенская церковь. Рядом с Морачником находится островок Топоана, на котором также найдены остатки церкви триконховой основы.

Возрождаться монастырь стал в конце 1990-х гг., когда его настоятелем был назначен иеромонах Йован (Чулибрк), известный сербский православный публицист, работающий в журнале и на православном радио «Светигора».

Комментарии>>