Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
22:43 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

4.6/7

Поделиться:

Нравится

29.05.2015

Котор: путеводитель по морской столице Черногории

История многих городов Черногории уникальна, но летопись ее морской столицы – в особенности. Иллирия, Рим, Византия, Зета, Рашка, Хорватия, Босния, Венеция, Австрия, Россия, Франция в разное время управляли этим адриатическим городом, и каждый период оставил здесь свой отпечаток.

В древнеримскую эпоху (II в. до Р.Х.) в крайней юго-восточной части Боки Которской образовалось поселение Акрувиум, о чем свидетельствуют летописи Плиния Младшего. Под господством римлян оно существовало по 475 год, до периода падения Западной Римской империи. Впоследствии, находясь под властью Византии, город стал называться Декадерон (от греческого dekatera – «ключ, родник»). Существует предание, что именно здесь, в горах над Котором, нимфа Алкимеда родила Ясона, будущего предводителя аргонавтов.

В середине IX века городом овладели сарацины, затем опять Византия и зетские правители. В период с 1186 по 1371 годы Котор находился в составе средневекового Рашского государства и являлся важным портом. С 1371 по 1384 годы Котором правил венгерский король Лайош (он же Людовик I).

С 1384 по 1391 годы город был под властью боснийского короля Твртко I Котроманича, а с 1391 по 1420 годы являлся независимым городом-государством.

Венецианское господство над Котором продолжалось с 1420 по 1797 годы. Затем, на рубеже XVIII-XIX веков  (1797- 1813 гг.) городом поочередно владели Австрия, Россия и Франция. В 1813 году согласно решению Черногорско-Бокельской скупщины, состоявшейся в Доброте, Котор вошел в состав Черногории, где оставался по 1814 год (могущественные государства не одобрили объединение). В 1814 году на заседании Венского конгресса было решено присоединить Боку к Австрии, которая управляла ею по 1918 год.

В дальнейшем Котор входил в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, затем в союзную Югославию, а с 21 мая 2006 года стал частью независимой Республики Черногории, получившей международное признание.

Историческое ядро города окружено крепостными стенами, сооруженными в IX – XVIII веках. Их длина составляет 4,5 км, высота – около 20 м, толщина – от 2 до 15 м. Приведенные цифры говорят о том, насколько Котор был важен для завоевателей: его мощные крепостные стены могли отразить удар разрушительных орудий. Оборонная функция Котора была обусловлена и его топографическим положением. С востока город защищен горой Ловчен, а крепость Святого Ивана располагается на высоте 260 м над уровнем моря. Вдоль северной части крепостных стен течет рукав реки Шкурды, прежде судоходной. Южную сторону стен омывают воды реки Гурдич, а западную – Которский залив. С загорьем Котор был связан караванным путем, который пролегал вдоль каньона реки Шкурды. Этим путем товары доставлялись в Которский порт и вывозились из него. Караванным путем передвигались люди, происходил обмен идеями, зонами влияния. Согласно архивным данным, в XII веке морское судоходство связывало Котор с итальянской областью Апулией (сегодня паромы до апулийской столицы Бари ходят из черногорского Бара). Вышеперечисленные факты объясняют важное значение и историческую роль Котора.

Достоверных данных о времени и месте возникновения Акрувиума – предшественника Котора – не существует. Легенда повествует о том, как уже упоминавшаяся нимфа Алкимеда, обитавщая в пещере Вилнице, расположенной над сегодняшним Котором, советовала будущим жителям не строить город на горе: «Вашим домом должен быть морской берег, поскольку без моря для вас нет жизни. На горе не пристанет корабль, не разгуляются кони». И Котор был сооружен на нынешнем месте – у воды.

Археологические находки доказывают существование поселения еще в древнеримском периоде. Статус города Котор приобрел в V веке, когда являлся местом пребывания епископа и столицей Боки, откуда и произошло название Боки Которской.

Крепостные стены Котора имеют трое городских ворот – все постройки XVI века, но со временемвсе значительно изменили свой облик.

Главные, или Морские ворота были построены в стиле ренессанса в 1555 году. С течением времени их вид значительно изменялся. Свой нынешний облик ворота приобрели после Второй мировой войны. Катастрофические землетрясения, сопровождавшиеся серьезными разрушениями, повлияли на первоначальную высоту ворот: она уменьшилась в связи со строительством каменной мостовой. Северные ворота (на реке Шкурде) были построены в 1540 году в честь успешной обороны от нападения пирата Хайрутдина Барбароссы.

Южные ворота (на реке Гурдиче) являются тройными. Внутренние были сооружены в XVI веке, средние – в ХII – XIII веках, а наружные, с деревянным подъемным мостом – в XVII веке.

Старый Котор представляет собой прекрасно сохранившийся средневековый урбанистический комплекс. Город состоит из пяти больших и пяти маленьких площадей, соединенных узкими извилистыми улицами. Две из них являются главными или магистральными: «восток-запад» и «север-юг». Первая улица простирается от Морских ворот к Северным, а другая – от Северных к Южным.

Через Морские ворота можно попасть на центральную Площадь оружия, названную по бывшей венецианской оружейной мастерской. На западной стороне площади располагается Башня городской стражи (слева от ворот) и Княжеский дворец. Здание, длина которого составляет 60 м, первоначально было построено в стиле ренессанса,  частично разрушено во время катастрофического землетрясения 1667 года и позднее восстановлено в стиле барокко. При землетрясении 1979 года здание пострадало снова, но было реконструировано в первозданном виде.

Северную сторону площади закрывает здание бывшего городского вече (начало XX в.). На месте Французского театра, или Театра Наполеона, построенного при Бонапарте в начале XIX века, располагается здание, пристроенное к прежней венецианской оружейной мастерской.

На восточной стороне площади находятся здания, сооруженные в XIX столетии. Часовая башня воздвигнута в 1602 году на месте бывшего средневекового столба для пыток. Она отклоняется от вертикальной оси на 20 см, что явилось последствием землетрясения. У подножия башни находится пирамидальный позорный столб.

Южная сторона площади представлена зданием начала XIX века и боковым фасадом дворца аристократической семьи Бизанти (1692 г.). Между дворцами Бизанти и Бескуча (1776 г.) располагается улица, ведущая к площади, называемой Площадью муки (прежде на ней находились магазины по продаже муки и мучных изделий). На западной стороне площади возвышается одно из древнейших сохранившихся зданий – дворец аристократической семьи Буча (XII – XIV вв.). Восточную сторону площади закрывает дворец семьи Пима, сооруженный на фундаментах старинного здания XIV столетия. Строительство дворца было начато в стиле ренессанса, а завершилось в стиле барокко. На южной стороне располагается барочное здание, в котором размещается Институт туризма.

Узкая и короткая улочка связывает Площадь муки с Площадью Святого Трифона. Последняя названа в честь кафедрального собора, посвященного Святому Трифону – покровителю Котора и Боки. Собор был воздвигнут в 1166 году на фундаменте древней одноименной церкви (809 г.), фрагменты которой представлены на полу в ризнице. Несмотря на многие реконструкции, проводившиеся после землетрясений, во время которых были разрушены купол и колокольни, сооружение частично сохранило первозданный облик романской церкви. После землетрясения 1667 года на месте разрушенных романских колоколен были возведены колокольни в стиле барокко. Внутреннее убранство кафедрального собора, в котором сохранились следы многократных восстановительных работ минувших эпох, является результатом почти двадцатилетней реставрационной деятельности, начавшейся после землетрясения 1979 года.

Величайшими художественными ценностями кафедрального собора Святого Трифона являются каменный киворий над главным алтарем (1362 г.), позолоченная серебряная алтарная плита, изготовленная которскими ювелирами в XV веке, и реликварий – произведение венецианского скульптора эпохи барокко Франческо Кабьянко: здесь хранятся ценные реликвии, предметы и картины венецианских и местных мастеров которско-дубровницкой школы живописи Ловро Маринова Добричевича. Главная реликвия собора – ларец с мощами и серебряный кубок с честной главой святого мученика Трифона. Мученик Трифон, живший в Малой Азии в III веке и с детства прославившийся силой своей молитвы, почитается и католиками, и православными. Частичка мощей мученика, привезенная из Котора, хранится в московском храме Знамения Пресвятой Богородицы у Рижского вокзала. Возвращаясь к реликвиям собора, отметим, что здесь также находится саркофаг, в котором похоронен почетный гражданин Котора Андреа Сараценис.

На северной стороне Площади Святого Трифона находится дворец аристократической семьи Драго. Южный фасад зданий в XVI веке был перестроен в стиле ренессанса и барокко, а северный – в готическом стиле (XV в.). Южную и западную стороны площади занимают здания, построенные в XVIII-XIX столетиях. В здании, расположенном на южной стороне, размещается городская администрация, а в здании на западной – Архив, где хранятся исторические документы, древнейший из которых датирован 1309 годом.

Севернее вышеописанной площади находится Площадь Бокельского флота. Ее северную сторону занимает барочный дворец семьи Грегорин, в котором размещается Морской музей. Продвигаясь по узкой улочке к северу, мы попадем на маленькую площадь, где находится городской колодец Карампана (XVII в.). Прежде вокруг колодца собирались служанки богатых семей и сплетничали. По наименованию колодца назван юмористический журнал «Карампана», выходящий в период проведения зимнего карнавала в Которе.

Вблизи располагается другая небольшая площадь, центральное место на которой занимает Церковь Святого Луки, построенная в 1195 году по образцу церквей в Рашке и южной Италии. Здесь паломники прикладываются к мощевику с частицами святых останков севастийских мучеников Авксентия, Мардария и Ореста, пострадавших за Христа при Диоклетиане на рубеже III и IV веков. С 1420 года храм стал католическим. В середине XVII века в городе появились православные беженцы с  полуострова Грбаль, захваченного турками. Венецианская  католическая знать не только предоставила им убежище, но и позволила проводить православные службы во втором алтаре древней церкви Святого Луки:  там параллельно совершались как католические, так и православные богослужения.  С  XVIII века храм опять стал православным,  однако еще почти сто лет у левой стены храма находился католический алтарь, который убрали лишь в XIX столетии. Нынешнее убранство церкви явилось следствием реставрационных работ, проводившихся после землетрясения 1979 года. Церковный иконостас изготовили местные мастера иконописной школы Димитриевича-Рафаиловича. Иконостас в часовне, расположенной рядом с церковью, выполнен мастерами итало-критской школы (XVIII в.).

На северной стороне площади возвышается православная церковь Святителя Николая. Она была построена в начале XX века. Богослужения здесь совершаются ежедневно. Святыней храма является список с иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица», особенно почитаемой сербами. В церковной ризнице находятся ценные предметы для богослужения, старинные иконы, библиотека и архив.

Если вы планируете осматривать храмы изнутри, следует учесть, что они обычно открыты с утра до 13.00-13.30 и после 16.00-16.30. 

Городская стена – один из символов морской столицы Черногории и столицы Боки Которской.

Через северную часть площади пролегает улица «восток-запад», восточный край которой завершается площадью с церковью Святой Марии (1221 г.), которую еще называют церковью Блаженной Осанны Которской (в храме хранятся ее мощи). Осанна Которская – католическая святая, жившая в Которе в первой половине XVI века и являющаяся, вместе со Святым Трифоном, покровительницей города. Еще при жизни, 9 августа 1539 года, она, монахиня-доминиканка, лично возглавила защиту города, когда пират Хайрутдин Барбаросса после захвата им Герцег-Нови попытался овладеть Котором, и после нескольких дней осады турки отступили. Об этом событии сохранилась надпись на латыни на городских воротах. 

Храм воздвигнут на фундаменте древней церкви, в которой был обнаружен баптистерий VI века. Сохранились фрагменты фресок конца XIII столетия. На рельефных дверях церкви изображены сцены из жизни Блаженной Осанны Которской. Двери были изготовлены мастером Васком Липовцем, уроженцем Котора.

На северной стороне площади располагаются и северные городские ворота. Там начинается улица «север-юг». Ступеньки ведут к церкви Богородицы Здоровья (XV в.) и крепости Святого Ивана. На улице находятся несколько церквей: Св. Анны (XIII в.), Св. Павла (XIII в.), Св. Иосифа (XVII в.), Св. Франьо (XVII в.).

Улица «восток-запад», которая начинается от Площади Оружия, протягивается к Площади Кино. На ней находится церковь Святого Михаила, воздвигнутая на фундаментах древней доминиканской церкви VI столетия. В ее помещениях размещается лапидарий (музей старинной письменности на камне).

В средней части улицы находится церковь Святой Клары XVIII века. Главный церковный алтарь изготовлен из мрамора мастером Франческо Кабьянко. Рядом с церковью находится францисканский монастырь с богатой библиотекой, в которой хранятся около 50 инкунабул – книг, изданных до 1500 года.

Несмотря на то, что наиболее крупным портом Черногории сегодня является Бар, именно Котор продолжает носить гордое звание морской столицы Черногории. Здесь находятся Государственный морской музей Черногории, Которский морской порт, Институт биологии моря, Морской факультет Государственного университета Черногории (он был создан на базе мореходной школы с трехвековой историей), Ассоциация судовладельцев Черногории и Братство моряков «Бокельска морнарница».

О «Бокельской морнарнице» следует сказать особо. Бокели, как называют себя жители Боки Которской, еще в начале IX века для защиты подходов к городу Котору, жизни и имущества граждан основали «Бокельскую морскую гвардию». Впоследствии она стала школой морского искусства, а затем превратилась в попечительскую почетную организацию, принимавшую в свои ряды представителей различных сословий. Ее первый устав, утвержденный еще в 1463 году, предписывал оказывать помощь  заболевшим и состарившимся морякам и даже тем, у кого нет денег для женитьбы. «Бокельская гвардия» помогала семьям моряков, погибших в далеком краю, и хоронила чужеземцев, умерших в городе, и даже собирала выкуп за тех, кто попадал в плен к пиратам.

«Бокельская гвардия» с ее вековыми традициями, красочной формой, старинным оружием, великолепными песнями и танцами не имеет аналогов. Это старейшее в бывшей Югославии морское учреждение. Во все времена оккупанты, откуда бы они ни являлись, запрещали ее, но она всегда возрождалась вновь.

В свое время «Бокельская гвардия» объединяла самых знаменитых мореходов Которской бухты, которых приглашали на службу в свой флот великие морские державы. Бокели были адмиралами испанского и многих других иностранных флотов, бороздили воды Балтийского и Черного морей, становились рыцарями мальтийского ордена.

«Бокельская гвардия» стала сейчас культурно-просветительной организацией, хранящей традиции морского братства и старинный фольклор. Так, члены гвардии встречают сегодня в древнем Которе почетных гостей и вручают им символический ключ от города.




Комментарии>>