Регистрация

Нажимая кнопку «зарегистрироваться», Вы принимаете условия пользовательского соглашения
Вход
Восстановление пароля

Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты.

Вход через другую систему
Выбор изображения
Введите адрес картинки:
или
Вставить в текст
06:04 +15
en | me
Цены на бензин в Черногории:
95 Euro
98 Euro
Евродизель Euro
Радио InMonte скоро начнет свое вещание

HotelBook

Голосовать

0/0

Поделиться:

Нравится

26.08.2013

Цетинье-Острог: По святым местам Черногории

Черногория – православная душа Европы, и люди верующие, приезжая сюда, могут совершить целый ряд паломнических поездок. Храмов и монастырей здесь очень много, и каждый имеет свою уникальную историю. Однако две главные святыни Черногории – это монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье и монастырь Василия Острожского, известный просто как Острог. Поездка на машине позволит посетить оба монастыря за один день.

Маршрут: Будва – Цетинье – Острог – Будва.

Время в пути: 7-8 часов.

Сложность: 3.

Старт из Будвы – поднимаемся по серпантину в сторону Цетинье. После деревни Brajci серпантин выпрямляется и идет вдоль горы, окружающей Будву. Вплоть до места, когда дорога поворачивает от моря (3,5 км), открываются самые красивые виды на всю Будванскую ривьеру. На этом промежутке пути будет несколько мест, где можно остановиться и полюбоваться окружающем пейзажем. Расстояние от Будвы до Цетинье – 27,4 км, и этот путь занимает обычно около 30 минут. Доезжая до перекрестка, где главная дорога поворачивает на Подгорицу, двигаемся прямо и въезжаем в Цетинье. Парковка для автомобилей находится в непосредственной близости от монастыря.

Цетинье – древняя столица Черногории

Цетинье (Cetinje) – историческая столица Черногории и современный культурный центр страны. Название городу дала протекающая через него небольшая речка Цетинье. Рядом расположен национальный парк Ловчен, который называется по имени возвышающегося рядом горного массива. Главная улица – Негошева.

Внешне город похож на английский город-университет. Воздушные потоки с ближайших гор наполняют Цетинье прохладой во время душного лета. В Цетинье есть поговорка: «Самое лучшее – купаться под пальмами Будвы, а спать под липами Цетинье». Однако зимой тут бывает снежно и холодно – скажем, в Будве может быть +17oС, а в Цетинье – около нуля. Горы…

Господарь Иван Црноевич в 1482 году перенес двор из местечка Жабляк-Црноевича на Скадарском озере в Цетинье. Именно тогда город Цетинье стал столицей Черногории. Через двенадцать лет в городе была основана первая в Европе государственная типография, она же – первая типография южных славян, печатавшая книги кириллицей. Типография известна как типография Црноевича, и основана она была через 38 лет после изобретения Гуттенбергом типографских прессов.

Два года спустя большую часть Черногории захватили турки, но долгие 200 лет Цетинье остается христианским маяком в море ислама. Позже черногорцам удалось освободить некоторые земли, но они не сумели избежать конфликтов с исламскими поселениями. Началась братоубийственная война. Митрополит из Цетинье – Данило I Петрович-Негош, основатель династии Петровичей-Негошей, стал правителем страны и правил с 1696 по 1735 годы. Активно используя свое право отлучения от церкви для объединения племенных родов, он создал основы церковной и политической власти, которая наследовалась династией Петровичей-Негошей с правом перехода власти от дяди к племяннику.

Таким образом, с 1696 года духовная и светская власть в Черногории находилась в руках митрополитов. И все это время история правящей династии Негошей была неразрывно связана с историей Цетинье. Только в 1910 году титул правителей Черногории изменился. После того, как страна стала королевством, владыку на троне сменил король.

Самым старым зданием в Цетинье считается церковь Влашка (Vlaška), названная от слова «влаши» – пастухи, и построенная в 1450 году. Ограда церкви составлена из стволов двух тысяч ружей, захваченных в сражениях с турками. Перед церковью находится монумент «Душа Ловчена» – это памятник черногорским эмигрантам, возвращавшимся из Америки домой, чтобы защищать страну в Первой мировой войне, но затонувшим вместе с кораблем у берегов Албании. Памятник установлен в 1939 году и представляет собой скульптурную композицию женщины, которая в правой руке держит высоко поднятый меч, а в левой – лавровый венок.

Цетиньский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы расположен в центре города, у подножия Орлиной скалы (Orlov krs). С момента своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, символом и колыбелью ее знаменитого свободолюбивого духа. Основан монастырь Иваном Црноевичем в XV веке на холме Чипур, где сегодня находится церковь Богородицы на Чипуре. В 1692 году его разрушили венецианцы (тогда шла Морейская война против турок, и перед отходом венецианцы заминировали обитель), затем разъяренные турки, потерявшие при вступлении 300 человек, уничтожили до основания то, что осталось. В 1701-1704 годах митрополит Данило возродил Цетиньский монастырь на новом месте, у подножия Орлиной скалы (Orlov Krs). При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы разрушенной обители.

В монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы находятся три святыни: ковчег с мощами святителя Петра Цетиньского, а на нем – ковчежец с десницей (кистью правой руки) святого Иоанна Предтечи, крестившей Самого Господа Иисуса Христа, и частица Честного и Животворящего Креста Господня. Интересна история этих великих святынь, которые прошли путь от Тегерана и Багдада до Копенгагена и Берлина, от Египта и Мальты до Санкт-Петербурга и Белграда. Десницу Иоанна Крестителя получил от севастийских христиан святой апостол и евангелист Лука, который принес ее в Антиохию и таким образом спас, учитывая, что тело Предтечи языческий царь Юлиан Отступник спустя 300 лет уничтожил. Впоследствии святыня была перевезена в Константинополь, где хранилась в храме Святой Софии вплоть до нашествия турок, которые, впрочем, желая примириться с воинственно настроенными рыцарями ордена св. Иоанна (госпитальерами), отправили святыню им на Родос, где к тому времени уже находилась Частица Креста Господня и написанный святым апостолом и евангелистом Лукой образ Филермской иконы Божией Матери.

Впоследствии турки изгнали иоаннитов с Родоса на Мальту, где они находились до конца XVIII века, когда Наполеон упразднил орден и изгнал рыцарей с острова. Мальтийцы передали святыни возглавившему орден русскому императору Павлу I, и так они попали в Санкт-Петербург, где хранились в Зимнем дворце, а раз в год доставлялись на поклонение верующим в Гатчину. Перед самым большевистским переворотом 1917 года святыни удалось вывезти в Эстонию, где их приняла царица-мать Мария Феодоровна, урожденная принцесса датская Дагмара – супруга Александра III и мать Николая II. Она увезла святыни в Копенгаген, а перед смертью передала митрополиту Антонию (Храповицкому), который сначала поместил их в православном храме в Берлине, а затем увез их в Сербию, где они были положены в дворцовом храме в Дединье. Перед вторжением гитлеровцев в 1941 году молодой сербский царь Петр II вывез их в Черногорию, в высокогорный монастырь Острог, где и спрятал. При коммунистах в течение 25 лет – с 1952 по 1978 годы – святыни находились под арестом, пока 20 января 1978 года, в день, когда празднуется Собор Иоанна Крестителя, их не передали в Цетиньский монастырь.

Иконостас в церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по другим данным – братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте престольного образа – икона свт. Петра Цетиньского (из-за чего в некоторых источниках часто пишут по ошибке, что церковь посвящена этому святителю). В церкви находятся две гробницы: у южной стены – черногорского князя (1852‑1860) Данило II Петровича-Негоша, а у северной стены – его брата воеводы Мирко, за свои победы над турками прозванного «мечом Черногории».

В монастырском дворе у церкви похоронена вдова князя Данило Даринка, а слева от входа в монастырь находится надгробие с крестом черногорского митрополита (1885-1920) Митрофана (Бана), рукоположенного во епископа в Исаакиевском соборе Петербурга 6 апреля 1885 года (в день 1000-летия памяти славянского первоучителя Св. Мефодия). В монастыре сохраняется келья св. Петра Цетиньского, в которой хранится частица мощей св. Феодора Стратилата.

В богатой ризнице-музее монастыря выставлены корона св. Стефана Дечанского, епитрахиль св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг XIII-XIX веков, например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350 года).

В Цетинье много интересных зданий, поскольку долгое время город был столицей. Это, в частности, дворец короля Николы (в нем находится Государственный музей), Vladin Dom – Дом Правительства (там находится художественная галерея, где хранятся  шедевры мирового значения – работы Пабло Пикассо, Пьера Огюста Ренуара, Марка Шагала, Сальвадора Дали и других выдающихся живописцев). В Доме Правительства находится древнейший шедевр иконописи – Филермский образ Божией Матери, написанный самим святым евангелистом Лукой.

Здание «Бильярда» (Biljarda) окружено каменной стеной с четырьмя башнями. Его Петр II Петрович-Негош построил в 1838 году. Здесь он написал «Горный венец». В настоящее время здесь находится Музей Негоша и Этнографический музей, а во дворе – единственная в своем роде рельефная карта Черногории размером 20 х 20 метров, которая была изготовлена в начале XX века австрийцами с точным соблюдением всех соотношений и размеров рельефа от Македонии и Хорватии до Албании).

И, конечно же, это мавзолей правителя Данило I Петровича-Негоша, основателя знаменитой династии (не путать с мавзолеем Петра II Петровича-Негоша на вершине горы Ловчен!). Он находится на Орлиной скале (Orlov krs), откуда открывается потрясающий вид на древнюю столицу Черногории.

Из Цетинье – в Острог

Собственно, если у вас в Черногории времени достаточно, в Цетинье можно провести и целый день. Если же время ограничено, хочется увидеть больше и вы не устали, – снова в машину. Возвращаемся на перекресток и поворачиваем налево в сторону Подгорицы. Движение только по главной дороге до первого светофора на пути следования (через 30,5 км), где следует повернуть налево в сторону города Никшича. Теперь едем по главной дороге до кругового движения у города Даниловграда (17,0 км), где нужно повернуть направо.

Здесь следует дать небольшое пояснение. До Острога существует два пути, один из которых самый популярный, но и самый сложный. Двигаться приходится по узкому серпантину и постоянно разъезжаться не только со встречными машинами, но и с автобусами. Многие жалуются на потерянные нервные клетки. Другой путь менее известен, но наиболее комфортен. Он проходит через Даниловград и выходит на новую дорогу до Острога: эта дорога хорошего качества и не представляет труда для движения. Вот почему мы советуем именно второй путь. Правда, указателей на Острог почти нет, поэтому надо спрашивать дорогу через город у местного населения. Просто спросите «Где е пут за Острог преко Даниловграда?», и вам обязательно покажут. 

Даниловград – небольшой город, расположенный в центре Белоплавличской долины на берегах реки Зеты. Город получил свое название в память Данило II Петровича-Негоша, который в 1852 году преобразовал Черногорию в светское княжество. Строительство города было начато в 1863 году: по замыслу князя Николы (будущего короля Черногории Николы I) Даниловград должен был стать крупным торговым и промышленным центром на тогдашней северной границе Черногории. Однако после присоединения к стране новых земель в 1878 году (по решению Берлинского конгресса) город теряет свое первоначальное предназначение и как бы застывает в развитии. Сейчас Даниловград выглядит как старый провинциальный европейский городок.

Как только вы проедете город и выйдете на хорошую дорогу, через 20 км она приведет вас к нижнему монастырю. Далее существует несколько вариантов подъема к самому Острогу:

– можно оставить машину на паркинге у нижнего монастыря и совершить пешее восхождение или пересесть на небольшие автобусы, которые и довезут вас до верхней площадки;

– подняться на машине до верхнего паркинга, который находиться недалеко от монастыря, или доехать до самого монастыря, если проезд будет открыт.

Монастырь Острог и святой Василий

Монастырь Острог – одна из главных святынь и достопримечательностей Черногории. Этот действующий православный мужской монастырь – крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества – был основан в XVII веке архиепископом Герцеговинским Василием Иоанновичем. После смерти в 1671 году епископ Василий был канонизирован и получил имя Василия Острожского. Помолиться у мощей святого приезжают не только православные, но и католики с мусульманами – Василий Острожский помогает всем, кто к нему приходит, независимо от конфессии. Черногорцы утверждают, что Острог – третье в мире по посещаемости место паломничества христиан после Гроба Господня и Синайской горы в Израиле. В любом случае по степени почитания Василий Острожский в Черногории – как Серафим Саровский на Руси. Примечательно, что и отошли в мир иной эти два святых угодника одинаково – стоя на коленях перед образом Божией Матери.

Монастырь Острог состоит из двух частей: Нижний монастырь отделен от Горнего (Верхнего) извилистой дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более крутой, но короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20-25 минут.

Обычно паломники сначала посещают нижнюю часть монастыря. Нижний  монастырь был основан в середине XIX века, в его комплекс входят церковь Святой Троицы и монашеские кельи. В Нижнем же монастыре расположена двухэтажная гостиница для паломников.

Верхняя часть – Горний монастырь – встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря: она двухуровневая, и там находятся самые важные святыни монастыря. Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год)  и  Введения во храм Девы Марии (XVIII век). Крестовоздвиженскую церковь украшают фрески XVII века, выполненные мастером Радулом. Мастер блестяще справился с непростой задачей, расписав неровный свод скалы, составляющей стены пещеры. В храме выставлены цепи, оставленные бывшим бесноватым, который излечился, проведя ночь у мощей святого мученика Станко – пятнадцатилетнего мальчика-пастуха: турки отсекли ему руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать. Мощи святого Станко также находятся в Крестовоздвиженской церкви. Здесь же хранится крест, в котором заключена частичка Животворящего Креста Господня – того самого, на котором был распят Христос. Еще одна, современная реликвия – фрагменты неразорвавшейся немецкой бомбы, которая раскололась на две части, ударившись о дверь церкви.

Введенская  церковь – это очень маленький храм размером буквально три на три метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской церкви.  Именно в Введенской церкви святой Василий провел 15 лет в молитвах. На скале – изображение-икона  Василия Острожского. В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия, а также молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники, датируемые 1779 годом.

Монастырь Острог – поистине святое место. Настолько святое, что здесь исцеляются безнадежно больные (так, документально зафиксированы случаи об исцелении слепых), не говоря уже о самых обычных болезнях самых простых людей. Вот и идут они сюда за Божьей помощью. Крохотные, похожие на пещеры ризницы набиваются людьми во время службы: безлюдными эти места не бывают. Просьбы святителю паломники пишут на бумажках и вкладывают их в трещины в скалах. Перед мощами святителя Василия верующие произносят присяги, обеты, клятвы. Существует добрая православная традиция поститься всю неделю Святого Василия – от праздника великомученика Георгия (6 мая) до праздника святителя Василия, чтобы 12 мая прийти в монастырь, исповедоваться и причаститься там Святых Таин.

У выхода из церкви бьет фонтан с целебной водой, а напротив можно увидеть священную виноградную лозу, которая выросла на том месте, где почил святой Василий, – и это вопреки местному климату и отсутствию здесь пригодной почвы.  Здесь каждый посетитель может взять себе святой воды, которая разливается по бутылкам и бесплатно раздается паломникам.

После посещения монастыря возвращаемся тем же путем обратно в Будву. 

Комментарии>>